Профессиональная ориентация школьников в современных условиях.
Однажды, на вопрос: "Что же такое счастье?" прозвучал такой ответ: "Счастье - это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой". Значит, одной из составляющих счастья является правильный выбор своей профессии. Мир профессий очень подвижен, одни профессии уходят в прошлое, другие появляются. Школьники нуждаются в разносторонней информации о профессиях, в квалифицированном совете
на этапе выбора профессии, поддержке и помощи в начале профессиональногостановления. Общая цель профориентационной работы – подготовка учащихся к обоснованному зрелому выбору профессии,
удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности.
Задачи:
·
оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
·
обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках, курсах по выбору, факультативных занятиях и в системе воспитательной работы
·
выработка гибкой системы взаимодействия старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями района. Возросшие требования современного высокотехнологичного производства к уровню профессиональной подготовки кадров актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи, поскольку профессиональные намерения значительной части выпускников зачастую не соответствуют потребностям экономики. Поэтому профориентация молодежи по своей сути является не только проблемой педагогической, но и общественной. Сущность
профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями рынка труда в сбалансированной структуре кадров и неадекватными традиционно сложившимися субъектными профессиональными устремлениями молодежи.
В связи с этим огромное внимание в школе необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работе среди молодежи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных компонентов,определяющих формирование потребностей, профессиональных намерений и готовности личности к труду. Сегодня профессиональной ориентации отводится новая роль – это необходимость создания условий для
психолого-педагогической поддержки молодежи в ее профессиональном самоопределении, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей,определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии, однако современное профильное обучение еще традиционно ориентировано на внутрисистемные образовательные задачи, допрофильная подготовка имеет низкий профориентационный характер, ограничивается допрофильной курсовой подготовкой для сдачи экзамена по учебному предмету и практически не связана с содержанием будущей профессии.
В результате школьники оказываются слабо информированными в сложном мире профессий, и часто их выбор является необоснованным, неадекватным и случайным, а проектирование собственной профессиональной карьеры происходит под влиянием широкого спектра различных факторов:
- Будущая профессия, которая уж еокончательно выбрана для себя.
- Желание продолжить обучение в конкретном профессиональном учебном заведении.
- Профессии родителей.
-. Примеры и опыт друзей, знакомых.
- Советы родителей или других родственников.
- Интуитивное принятие решений.
- Выбор пока не сделан, возможно, будет сделан после окончания школы.
- Все это неважно, так как всё определяет случай.
- Престиж профессии в обществе.
- Рекомендации учителей В большинстве случаев молодой человек выбирает профессию не потому, что его привлекает содержание деятельности, а скорее выбирает определенный образ жизни, где профессия лишь средство для определенного престижа и популярности в обществе.
Значит, подготовка к выбору профессии важна потому, что она является неотъемлемой частью разностороннего развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым,
интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса. Таким образом, профориентация является важным компонентом как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом. Поэтому я как классный руководитель: опираясь на образовательную программу и план воспитательной работы школы и план по организации профориентационной работы в школе составила план профориентационной работы обучающихся с 5 по 9 класс.
- с 5 по 8 классы проводились индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции; классные часы и т.д.
-проводились родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению;
- организована совместная работа с библиотекарем; (подбор книжек о профессиях, изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии;)
В современных условиях невозможно отрывать деятельность по профориентации от гражданского воспитания в целом; профориентация должна рассматриваться в контексте развития всех основных составляющих гражданской культуры личности: политической культуры; правовой культуры; толерантности; патриотизма; экономического мышления; психологической культуры.
Необходимо готовить школьников к реальной жизни в обществе, формировать у них такую внутреннюю картину мира, основанную на знаниях и отношениях, которая позволила бы молодым людям наиболее эффективно
использовать свой личностный потенциал на рынке труда.