«Патриотическое
воспитание дошкольников»
Первые чувства
гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Да, дошкольникам,
особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной
природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного
воспитания.
Патриотические чувства
закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках
конкретной среды. Люди с момента рождения естественно и незаметно привыкают к
окружающей их среде, природе, культуре своей страны и быту своего народа.
Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и
привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле, воспринимаемым в
качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека. Это
патриотическое воспитание в широком смысле слова.
Патриотизм в современных
условиях – это с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой
– сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав Казахстана.
Любовь маленького
ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям –
отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он
живет, детскому саду, городу.
Методы и приемы
патриотического воспитания, могут быть разнообразными, но обязательно должны
учитываться психологические особенности дошкольника (эмоциональное восприятие
окружающего, образность и конкретность мышления, глубину и обостренность первых
чувств, отсутствие в полной мере «чувства истории», понимания социальных
явлений и др.).
Взрослый (педагог,
родитель) также должен учесть, что воспитывать любовь к Родине, родному городу
(как начало патриотизма и первых чувств гражданственности) – значит связывать
воспитательную работу с окружающей социальной жизнью и теми ближайшими и
доступными объектами, которые окружают ребенка.
Патриотическое
воспитание в детском саду находится в тесной взаимосвязи с умственным,
трудовым, экологическим, эстетическим воспитанием.
Организуя праздники
героико-патриотической тематики, мы одновременно и учим и воспитываем наших
детей. Здесь они по-настоящему играют в военных, маршируют в почетном строю,
поют военные песни. И порой даже не отличить где игра, а где реальность. А
реального на патриотических праздниках много: ведь к детям в гости приходят
настоящие военные, а у многих папа военный – это звучит гордо.
Обязательное условие
воспитания начала патриотизма – забота воспитателя о том, чтобы обучение на
занятиях было связано с детской деятельностью и практическими делами. Чтобы
увидеть результат своей работы необходимо превратить детей из зрителей в
наблюдателей и слушателей, в активных эмоциональных участников.
Развивающая среда
нашей группы позволяет детям организовывать игры патриотического характера
«Семья», «Новобранцы», «Офицеры», «Больница». Большой интерес у ребят вызывают
выразительные атрибуты (флажки, бескозырки, пилотки, военные фуражки, бинокль,
наушники, сумки-планшеты), все это помогает развивать фантазию и выдумку детей,
а яркий эмоциональный рассказ педагога «оживляет», впечатляет детей, помогает
ощутить положительные эмоции и чувство сопричастности.
Издавна славна
наша страна своими защитниками, которые охраняли границы родной земли. Много
славных батыров прославили Казахстан с древних времен до нашего времени.
Знакомя дошкольников с защитниками отечества, мы зарождаем в них чувства
гордости и любви.
Современная жизнь
диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к отечеству. И этот
процесс надо формировать с дошкольного возраста воспитанием к своей малой
Родине, как источнику патриотического начала, и постепенно подводя их к понятию
Родина, в целом.
Исходя из этого, работу
по патриотическому воспитанию можно разделить на разделы:
1. «Мой дом – моя семья».
Занятия по этому разделу можно начинать с младших групп.
2. «Народная культура».
Художественное слово, одежда и жилище, искусство народных праздников,
традиционные казахские народные ремесла, труд.
3. «Столица нашей Родины - Астана» (занятия
начинаются со средней группы, знакомим детей со своим городом, с Россией как
страной: символика, герб, гимн, флаг).
4. «Земля – наш общий дом»
(знакомство детей с природой нашей Родины, с людьми разных профессий, модель
земли – глобус, труд детей).
5. «Защитники Отечества»
(развлечения, праздники, спортивный досуг).
Большую роль играет и
дает позитивный результат такие формы работы – прогулка, экскурсии, наблюдения,
объяснения, оформления различных уголков («Народные ремесла», «Защитники нашего
края», «Воронеж – мой город», «Символика нашей Родины» и т.д.).
Успех патриотического
воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, от семьи, от той
атмосферы, которая царит дома, в детском саду.
Многовековая история
человечества свидетельствует, что любая цивилизация выдерживала самые суровые
испытания, пока были живы традиции, пока не оскудела историческая память. И
наоборот, самые процветающие сообщества рушились, когда исторические уроки и
традиции предавались забвению или просто уничтожались.
Поэтому, уважаемые
коллеги, давайте всегда помнить, с чего начинается Родина…