Влияние микропреподавания на планирование урока
Меня зовут АйсинаАйгульСардаровна,
я являюсь учителем начальных классов Костомаровской основной школы. Разрешите
представить вашему вниманию урок обучения грамоте в 1 классе 3 четверти. Тема
урока: Что ты знаешь о путешествиях? Закрепление ранее изученных букв. Сквозная
тема: Путешествие. Свое выступление я бы хотела продемонстрировать в виде
схемы, центром которой являются цели обучения, которые я взяла с долгосрочного
плана. Цель обучения: 1.1.3.1
пересказывать прослушанный материал, сохраняя последовательность событий (с
помощью учителя) 1.2.1.2 использовать основные виды чтения (плавное слоговое
чтение с переходом на чтение целыми словами, осознанное чтение) 1.3.6.1 *писать
простые предложения/тексты (сообщение, поздравление, письмо и т.д. с помощью
учителя).
Согласно
выбранным целям обучения с учетом потребностей обучающихся мною были
сформулированы цели урока в формате SMART, которые
ориентированы на особенности данного предмета. Цель урока: Все учащиеся смогут:
пересказывать прослушанный материал с помощью учителя; использовать основные
виды слогового чтения; писать простые предложения с помощью учителя, написать
свои имя и фамилию; выбрать вид транспорта, на котором путешествовал мальчик
Большинство
учащихся смогут:
пересказывать прослушанный материал, сохраняя последовательность событий; использовать основные виды плавного слогового
чтения с переходом на чтение целыми словами; писать простые предложения: в
сообщении свои имя, фамилию и дату рождения; выбрать утверждение, не соответствующее
содержанию рассказа. Некоторые учащиеся
смогут: Пересказывать текст, сохраняя последовательность событий и составляя
толстые и тонкие вопросы; использовать основные виды осознанного чтения, писать
сообщение о себе: свои имя, фамилию, дату рождения и страну рождения; назвать
чувство, которое испытывал мальчик перед полетом, подобрать правильное название
окна в самолете.
Я начинаю свой
урок целями и заканчиваю ими для того, чтобы понять на каком этапе обучения
находятся мои ученики и в какой степени достигнута ими данная цель. А учащийся,
услышав цели, поймет, что следует выполнить ему на данном уроке и как
спланировать свою работу, чтобы достичь цели.
Особенностью
предмета обучения грамоте является развитие и совершенствование коммуникативных
навыков: слушание, говорение, чтение, письмо.
Как утверждает
Хэтти, овладение данными навыками происходит только через активную практику, то
есть обучающийся должен действовать, а не пассивно слушать. Поэтому на своем
уроке я планирую использовать различные методы активного обучения. Вот, к
примеру, задание «Таблица ДО/ПОСЛЕ». Этот прием из технологии развития
критического мышления я использую на 1 этапе уроке как прием, актуализирующий
знания обучающихся, а также на этапе рефлексии. Вопросы таблицы определены
содержанием темы урока. Данный метод способствует достижению целей каждым
обучающимся, формирует у них умение прогнозировать, умение соотносить известные
и неизвестные факты. Для меня, как для учителя, данный прием дает возможность
оценить у учащихся умение выражать свои мысли, умение сравнивать и делать
выводы. Кроме того, этот активный метод направлен вовлечение обучающихся в
процесс обучения так как заполнять графы таблицы учащиеся будут индивидуально.
Применение
дифференциации дает возможность максимального усвоения знаний учениками с
разным уровнем знаний. Основная задача дифференцированного обучения – вовлечь в
работу каждого ученика, помочь «слабого», развивать способности «сильного». Все
дифференцированные задания, которые имеют место на моем уроке, подобраны с
учетом потребностей обучающихся. К примеру, задание «Перескажи» на развитие
навыка говорения. Учащимся будут розданы фишки разного цвета. Ученики,
получившие фишки синего цвета – перескажут текст по опорным словам. Учащиеся,
получившие зеленые фишки, - исправят ошибки в плане и перескажут по нему.
Учащиеся, получившие желтые фишки – подготовят подробный пересказ текста и составят 1 тонкий и 1 толстый вопросы.
Планирую использовать различные способы дифференциации, к примеру, прием
«Собери текст», на основе навыка чтения, который способствует достижению целей
каждым обучающимся. Каждому ученику я раздам именные конвертики, в которых
тексты разделены на 3 части. Задача учащихся состоит в том, что им нужно будет
определить правильную последовательность событий, собрать текст и прочитать в
соответствии с заранее известными критериями.
В чем же заключается дифференциация? В каждом конверте лежат тексты,
разные по объему. Учащимся группы А – это 7 предложений, учащимся группы В – 4
предложения. Все эти дифференцированные задания дали мне возможность определить
как развиты навыки слушания и говорения каждого обучающихся на данном этапе
обучения.
Одним из
важнейших требований современного урока по обновленной программе – это
внедрение системы КО, целью которого является получение объективной информации
о результатах обучения обучающихся на основе предварительно определенных критериев
оценивания и предоставление всем заинтересованным участникам обратной связи для
дальнейшего совершенствования учебного процесса. Систему КО составляет СО и ФО.
На своем уроке я использую задание, соответствующее целям обучения, со сборника
ФО с целью предоставления конструктивной обратной связи учащимся. Так как цели
урока я выделила 3 и оценить работу учащихся мне нужно по этим 3 целям, поэтому
к каждому заданию на развитие коммуникативных навыков я подготовила критерии
оценивания. Конечно, прежде чем
выдвинуть критерии, я предложу учащимся сначала самим определить критерии
успеха к заданиям. К тому же на протяжении всего урока учащиеся будут заполнять
лист успеха, оценивая работу друг друга.
Еще хотела бы
уделить внимание приему «Создание собственного паспорта». Это задание можно
отнести к АМО, так как каждый ученик был вовлечен в процесс создания своего
паспорта. С точки зрения дифференциации тоже можно рассмотреть этот прием:
ученикам группы А – нужно записать свои имя и фамилию, а ученикам группы В –
кроме имени и фамилии нужно записать дату своего рождения. После заполнения
паспорта планирую провести активную игру «Паспортный контроль» с целью
совершенствования функциональной грамотности учащихся, а также с целью
предоставления конструктивной обратной связи моим ученикам.
Несомненно, микропреподавание повлияло на мои подходы к
планированию урока. Если раньше при планировании урока я уделяла больше
внимание подбору интересных приемов и методов, не осознавая важность цели
обучения. Но благодаря обратной связи коллег и тренера на курсах во мне
появилось четкое понимание важности целей обучения. Все, что я планирую на
урок, должно соответствовать целям обучения, а также способствовать их
достижению. До курсов я считала, что планируя урок, нужно стремиться к созданию
коллаборативной среды, положительной эмоциональной атмосферы на своих урока. Но
при таком подходе мы забываем о важном компоненте, как о предметном содержании
урока. К примеру, даже на этапе рефлексии мы проводили в формате понравилось /
не понравилось. Но теперь, используя
активные методы обучения, дифференциацию, КО, мы можем определить на каком
уровне обученности находится ученик и по средствам своевременной конструктивной
обратной связи нам необходимо помогать ему продвигаться дальше, заполняя
существующие пробелы. Все это я буду учитывать при планировании современных
уроков в своей педагогической деятельности.