Взаимодействие семьи и школы через
создание школьного сообщества «Шанырак» в
Костомаровской основной школе
Всовременных условиях взаимодействие семьи и общеобразовательного учреждения
рассматривается как партнёрство в интересах ребёнка. В период обучения в школе
и организация жизни ребёнка в семье являются наиболее важными факторами в
развитии детей. Действительно, от того, какой стиль взаимоотношений между
школой и семьёй сложится в начале обучения, будет зависеть их дальнейшие
взаимодействия. Педагоги, вовлекая родителей в общее с детьми дело, помогают
раскрыть в них воспитательный потенциал, преодолеть непонимание в общении детей
и родителей. Радуясь достижениям друг
друга, родители не только помогают своему ребёнку быть успешнее, но и
становятся счастливее сами. А это и есть залог успешного воспитания. Поэтому
сегодня так остро стоит задача повысить роль родителей в учебно-воспитательном
процессе школьников.
Главной целью создания школьных сообществ является: создание благоприятных условий для
социального, интеллектуального, духовного, эмоционального и физического
развития юных граждан Республики Казахстан как ответственных членов местных, национальных и международных
сообществ. Учитывая малую численность учащихся школы, а также с целью формирования эффективной системы активного взаимодействия родителей и школы для создания благоприятной среды и для
сплочения детей в единый дружный коллектив в нашей школе были созданы 3
«шанырака»: 1 –воспитанники мини-центра и их родители под названием «Болашақ»; 2 – ученики
начальной школы и их родители – «Сұнқар»; 3 – учащиеся 5-8 классов и их родители – «Окжетпес». Ведь важным звеном в построении воспитательной работы является взаимодействие педагога с родителями школьника.
Семья– та естественная среда жизни и развития ребенка, в которой закладываются
основы личности. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда
окажется, что решающую роль на том или ином возрастном этапе играет семья.Роль
семьи в воспитании ребенка, бесспорно, велика. Именно в этом институте
закладываются основы личности. От того, каким будет воспитание, зависит
дальнейшее построение ребенком модели собственной семьи .
Проблема взаимодействия семьи является актуальной.
Современные родители зачастую неправильно видят «благо» для своих детей:
работают днём и ночью, чтобы обеспечить своих чад материально всем самым
необходимым, лучшим и модным. Но, к сожалению, в таком ритме жизни не
вкладывают самое главное и самое дорогое – моральные ценности, полностью
полагаясь в воспитании на школу. Школа, в свою очередь, говорит о роли семьи в
воспитании. Нет, не с целью переложить ответственность, просто, как говорил
Л.Н. Толстой: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». И, если в семье принято
уважать старших, то ребёнок будет это делать и вне дома. Ведь самый главный
пример для любого ребёнка его родитель – самый лучший, самый важный; тот,
который на его взгляд, всегда поступает правильно. И родители не должны
забывать об этом: следить за каждым сказанным словом, за каждым действием.
«Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое
человеческое счастье» В.А. Сухомлинский. Так, в нашей школы было запланировано и
проведено 3больших и важных воспитательных мероприятия,которые проходили по
шаныракам: Новый год, Наурызмейрамы и 1 мая – День единства народов Казахстана.
На празднование Нового года детям и их родителям нужно было подготовить: художественные номера
(танец, песню, стихи) и новогоднюю сказку. Все шаныраки подошли
ответственно к подготовке мероприятия. Родители вместе со своими детьми танцевали,
пели, играли роли в сказках. Полный зал зрителей аплодировали новым героям. А самое главное, учащиеся были в восторге.
Традиционно Найрызмейрамы в нашей школе проводится с целью формирования и развития
духовно-нравственных ценностей учащихся. Шаныраки, предварительно получив
домашнее задание, активно готовились к мероприятию. Все шаныраки подготовили
художественный номер, показали традицию или обряд казахского народа, а также
накрыли праздничный дастархан с вкуснымНаурыз-коже. Праздник прошел весело и
организованно. Закончилось мероприятие угощениями праздничного стола со всеми
национальными блюдами.
На празднование 1 Мая всем шаныркам было дано задание: подготовить выступление
одной большой семьи выбранной национальности. Так, методом жеребьевки, шанырак«Болашақ»
представлял семью русских, «Сұнқар» - семью казахов, «Окжетпес» - семью
татаров. Все шаныраки справились с заданиями на «отлично»: подготовили и
национальные костюмы, и праздничные столы с национальными угощениями, и
показали семейные традиции, а также выступили с замечательными художественными
номерами.
Существование такого «треугольника» между школой, учеником и
родителями всегда являлось актуальной темой. Ведь каждый ребёнок индивидуален,
и к каждому нужен свой подход. И кто, как ни родитель может помочь в достижении
общих целей.
Вместе можно сделать многое. Главное, чтобы, и учитель, и родитель
понимали, что всё это ради третьей составляющей, ради того, чтобы ребёнок вырос
добрым, умным, активным, сильным, ответственным, творческим ЧЕЛОВЕКОМ.
Завуч
по ВР: Айсина А.С.